Эффективность использования тары во многом зависит от ее качества. Действующими стандартами предусмотрена система показателей качества, которые применяются при разработке конструкторской и нормативно- технической документации на конкретные виды тары. Например, номенклатура показателей качества деревянных ящиков включает следующие показатели: назначения, надежности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, патентно- правовые, стандартизации и унификации.
К показателям назначения относятся: исходные материалы; размеры; предельная масса упаковываемого груза; вместимость; сопротивление сжатию; сопротивление ударам; устойчивость к воздействию дождя; влажность и др.
Показатели надежности, в свою очередь, включают показатели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.
Очень важными показателями качества тары являются показатели транспортабельности. Сюда относятся коэффициент складирования, указывающий на степень использования транспортных средств и складских помещений, и коэффициент пакетирования.
Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:
Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации, в соответствии с которыми изготовлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».
Основное назначение тары — предохранить грузы от потерь, порчи, повреждений, боя и утечки.
По функциональным признакам различают следующие виды тары: потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.
Транспортная тара образует самостоятельную транспортную или часть укрупненной транспортной единицы. Применяется для упаковки товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую ( групповую тару) или без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.
Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу, особенностям и конструкции. По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.
Согласно ГОСТ 17527-86 к транспортной таре относятся следующие виды: ящики, бочки, барабаны, мешки и фляги.
Кроме перечисленных видов тары, груз может перевозиться в канистрах, сетках, рулонах, кулях, пакетах, связках, а также с частичной упаковкой. По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.
При упаковке применяются различного рода упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью защиты его от повреждения. К таким материалам относятся древесина, стружки, картон, бумага, войлок, резина, пластик, вата, ткани, пенопласт, пневматические амортизирующие подушки и др. В необходимых случаях надлежит применять консервацию (защиту от коррозии металлических поверхностей).
Транспортная тара на пищевом предприятии участвует практически во всех процессах внутренней и внешней логистики
Транспортная тара на пищевом предприятии участвует практически во всех процессах внутренней и внешней логистики. Поэтому вопросы организации и работы интегрированных информационных систем автоматизации непременно включают задачи учета транспортной тары. Практическими советами относительно проблематики данной темы поделился с нами Александр Бондаренко, директор по ИТ компании «Вимм-Билль-Данн Украина»
Сразу необходимо сделать акцент: речь пойдет не о недостатках или преимуществах видов транспортной тары как таковых, а о проблемах, возникающих в процессе учета тары, который ведется с использованием интегрированных информационных систем управления производственным предприятием.
Важно это, во-первых, потому, что в таком контексте необходимо получить целостную и оперативную информацию совокупного движения материальных, финансовых и информационных потоков. Задача усложняется еще и тем, что молокоперерабатывающие мощности компании «Вимм-Билль-Данн» являются многономенклатурным производством, рассредоточенным в нескольких филиалах страны. И каждый филиал использует различную тару. Управление же предприятием – централизовано. Следовательно, все подсистемы управления потоками совокупно формируют единую информационную логистическую систему, которая включает интралогистику и обширную сферу распределительной логистики.
Во-вторых, при обсуждении вопросов, связанных с тарой, следует четко понимать, о какой разновидности тары идет речь: возвратной или невозвратной. С точки зрения учета, невозвратная тара гораздо удобнее как в производственном цикле, так и при доставке продукции покупателю (торговой точке). В то же время, возвратная тара обходится предприятию, в целом, дешевле, поскольку в ходе длительных сроков службы пластиковой тары происходит постепенное снижение ее стоимости.
С точки зрения контроля учета транспортной тары, ее виды в сравнении между собой имеют характерные недостатки и преимущества.
Возвратная тара
Преимущества:
Недостатки:
Также к данному виду затрат стоит отнести затраты на покупку моющих и дезинфицирующих средств;
Невозвратная тара
Преимущества:
Недостатки:
Коллизия
Исходя из перечисленных выше фактов, основные трудности в учете составляет как раз возвратная тара. При работе с ней возникает необходимость в постоянном контроле количества тары, которая находится на предприятии, отслеживании ее наличия для обеспечения бесперебойной отгрузки продукции. Также необходимо следить не только за количественным ее составом, но и за разновидностью, поскольку при большом ассортименте продукции не всегда один и тот же вид тары можно использовать для фасования различной продукции.
Помимо решения текущих задач необходимо следить за наличием тары у покупателей и соблюдением сроков ее возврата на предприятие. Кроме того, согласно законодательству, в случае, если возвратная тара не была возвращена на предприятие в течение года с момента ее отгрузки покупателю, она должна быть реализована ему по залоговой цене с начислением НДС. price-etiketka.ru А это требует пристального внимания в данном вопросе со стороны отдела продаж и бухгалтерии предприятия.
Так что, основные риски и трудности возникают при учете тары в процессе ее перемещения между предприятием и покупателями. Здесь, к уже отмеченным выше проблемам, следует добавить еще и требование оперативного учета тары. Основная его задача – исключить ситуации, когда покупатель возвращает больше тары, чем он получил от предприятия. При таких обстоятельствах значительно усложняется бухгалтерский учет тары, а также возможны искажения и в налоговом учете.
Всех этих недостатков, с точки зрения системы учета, лишена невозвратная тара. Однако при этом она может быть существенно дороже по суммарным затратам.
Также взвешенно нужно подходить к выбору тары относительно возможных рисков хищения и порчи продукции. Это - вопрос ее адекватности по отношению к конкретному виду пищевой продукции. Например, если не использовать современные пластиковые системы упаковывания, снабженные крышками и креплениями (а в некоторых моделях – и специальными замками), то в случаях использования возвратной тары риски товарных потерь значительно возрастают. С другой стороны, ненадлежащим образом сформированный невозвратный транспортный пакет также приводит к аналогичным потерям.
На практический взгляд
Независимо от того, какую систему учета использует предприятие – ручную, автоматизированную или автоматическую, – она должна в режиме реального времени предоставлять информацию о наличии каждого вида тары в каждом подразделении, на каждом участке учета. Как правило, при перемещении тары в операциях внутренней логистики особых проблем не возникает. price-etiketka.ru На этом участке достаточно организовать качественный учет и своевременное оформление документов на всех этапах ее перемещения. Единственной критической точкой является четкий контроль количества и ассортимента тары, который должен поддерживаться на уровне, обеспечивающем бесперебойную отгрузку продукции покупателям.
В этом контексте уместно вспомнить, что существует достаточно большая проблема идентификации тары. Все больше появляется информации о применении технологии RIFD-меток. Однако с практической стороны, внедрение технологий радиочастотной идентификации еще очень слабо развито в Украине. Большое разнообразие систем идентификации и слабая стандартизация в данной области приводят к тому, что покупателю необходимо иметь несколько систем считывания и распознавания меток на таре от разных производителей. price-etiketka.ru Как правило, розничные сети не используют данную технологию в работе со своими поставщиками. Предприятия также не спешат с ее внедрением, ведь нужно будет либо обеспечивать своих покупателей соответствующими системами (а это достаточно дорого), либо договариваться о едином стандарте идентификации тары.
В силу такого ряда несогласованных моментов процесс внедрения технологий идентификации тары развивается крайне медленно. В большинстве случаев учет тары между предприятием и покупателями осуществляется лишь по валовому учету отдельных видов упаковки.
Таким образом, у многономенклатурного пищевого предприятия остается много проблем управления и контроля в секторе транспортной тары. Однако наличие адекватной системы учета (будь то ERP-система, ее специализированные модули или специализированные программы) большинства указанных трудностей можно избежать или довольно существенно их уменьшить. Конечно, ни одна учетная система не уменьшит риски, связанные с порчей упаковки продукции при погрузочно-разгрузочных работах или в случае кражи продукции, однако грамотное внедрение такой системы, за счет автоматизации, позволит:
Также на стадии проектных работ следует помнить, что любые интегрированные информационные системы только формализуют процессы, являясь инструментом рационализации и оптимизации. Эффективность же самой работы зависит, в первую очередь, от плотного взаимодействия отделов снабжения, сбыта, ИТ, производства и бухгалтерии.
Похожие статьи: